Судьба господина из Сан-Франциско

Судьба господина из Сан-Франциско

Мы изучаем - Судьба господина из Сан-Франциско. Подсказки школьнику

В основе сюжета рассказа И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско судьба главного героя господина из Сан-Франциско . Он отправляется в путешествие в Старый Свет и неожиданно умирает на Капри. Писатель лишает господина из Сан-Франциско имени, подчеркивая, что он один из многих, чья жизнь растрачена даром. Бунин подчеркивает, что никто из окружавших героя людей не заинтересовался этим человеком хотя бы настолько, чтобы узнать его имя и историю.

Для всех он просто господин из Сан-Франциско. Слово господин используется как единственное наименование героя и вызывает ассоциации со словами повелитель , властелин, хозяин. Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия… Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой… Собственно история его возвышения проста: сначала он гнался за прибылью, безжалостно заставляя работать на себя других, а затем безудержно наслаждался, тешил собственную плоть, не думая о душе.

Судьба героя не содержит никаких индивидуальных черт и оценивается как существование, противопоставленное живой жизни. Внешний облик господина из Сан-Франциско сводится к нескольким ярким деталям, которые подчеркивают самое материальное, вещественное, ценное в нем: …золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью лысая голова. Писателя интересует не только внешний вид героя, но и его внутренняя сущность, и то впечатление, какое он производит на окружающих.

Уже в портретной характеристике героя заключена негативная авторская оценка. Лысая голова, седые усы совершенно не сочетаются с язвительным определением Бунина расчищенный до глянца. В рассказе нет развернутой речевой характеристики героя, не показана его внутренняя жизнь.

Всего один раз в описаниях появляется слово душа, но оно используется скорее для отрицания сложности духовной жизни героя: …в душе его уже давным-давно не осталось даже горчичного семени каких-либо так называемых мистических чувств… Герой рассказа одинаково далек от мира природы и мира искусства. Его оценки или подчеркнуто утилитарны, или эгоцентричны. Он действует и реагирует, как автомат.

Душа господина из СанФранциско мертва, а существование кажется исполнением определенной роли. Бунин изображает нового человека современной цивилизации, лишенного внутренней свободы.

Герой рассказа воспринимает как собственность не только материальные, но и духовные ценности. Но призрачность власти и богатства обнаруживается перед лицом смерти, которая в рассказе метафорически сближается с грубой силой, неожиданно… навалившейся на человека. Преодолеть смерть способна только духовная личность.

Но господин из Сан-Франциско ею не был, поэтому его смерть изображается в рассказе только как гибель тела. Признаки утраченной души появляются уже после смерти, как слабый намек: И медленно, медленно на глазах у всех потекла бледность по лицу умершего, и черты его стали утончаться, светлеть… Смерть стерла с его лица налет жесткости и на миг приоткрыла истинный облик тот, каким он мог бы быть, если бы прожил жизнь по-другому. Получается, что жизнь героя была состоянием его духовной смерти, и только физическая смерть несет в себе возможность пробуждения утраченной души.

Описание умершего приобретает символический характер: Мертвый остался в темноте, синие звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене… Образ огней небес является символом души и поисков духа.

Следующая часть рассказа путешествие тела господина из Сан-Франциско. Тема власти сменяется темой невнимания и равнодушия живых к умершему. Смерть оценивается ими как происшествие , неприятность. Деньги и почет оказываются фикцией.

Неслучайно коридорный Луиджи разыгрывает перед горничными своеобразный спектакль, пародирующий напыщенную манеру господина и обыгрывающий его кончину. Недостойная месть человека, привыкшего в силу профессии гнуть спину. Но что поделаешь великая тайна смерти сменяется фарсом в театре жизни.

И герой незаметно для читателя перестает быть господином. Автор, говоря о нем, употребляет словосочетания мертвый старик , какой-то. Это путь героя от человека, возлагавшего все надежды на будущее, к полному небытию.

Бунин показывает, что господин из Сан-Франциско часть погибающего, обреченного мира, и ему суждено исчезнуть вместе с ним. Образ господина несет в себе обобщающий смысл. И это обобщение подчеркнуто кольцевой композицией: описание плавания на Атлантиде приводится в начале и в конце рассказа. А среди повторяющихся образов выделяются образ океана как символ жизни и смерти, образ корабельной сирены как символ Страшного суда, а также образ корабельной топки как символ адского пламени.

При этом социальный конфликт становится проявлением более общего конфликта вечной борьбы добра и зла. И если мировое зло воплощено в рассказе в образе Дьявола, наблюдающего за Атлантидой, то олицетворением добра является Богоматерь, благословляющая жителей Монте-Соляро из глубины скалистого грота. Смерть главного героя не торжество добра и не победа зла, а всего лишь торжество вечного и неумолимого течения жизни, где всякому непременно воздается по делам его.

И на долю бренных останков господина из Сан-Франциско выпадают лишь ветер, мрак, вьюга…


Все сочинения
Сочинения
Почему Гоголь назвал Мертвые души поэмой?

Почему Гоголь назвал Мертвые души поэмой?..

Поэма лиро-эпический жанр, в котором повествование об исторических событиях и событиях в жизни героев...

Сочинения
Сочинение на тему: ЧЕРЕМУХА

Сочинение на тему: ЧЕРЕМУХА..

ЧЕРЕМУХА Однажды я долго гулял по весеннем лесу. Ходил, размыш­лял. Я присел отдохнуть и посмотрел...

Сочинения
Вершина пушкинской пейзажной лирики стихотворение Осень

Вершина пушкинской пейзажной лирики стихотворение Осень..

Русским поэтом создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому, большинства живущих...

Сочинения
Золотая пора детства в произведениях Толстого Бунина и Горького

Золотая пора детства в произведениях Толстого Бунина и..

В жизненном пути человек проходит светлый отрезок – это отрезок детства. Этому времени надлежит быть...

Сочинения
Тема греха и покаяния в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Энциклопедия русской жизни

Тема греха и покаяния в романе А. С. Пушкина Евгений..

Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, Кто захочет...

Сочинения
Дитяча література XX-XXI століття огляд

Дитяча література XX-XXI століття огляд..

Мета: ознайомити з кращими творами сучасної дитячої літератури; спонукати учнів до активного читання...

Комментарии (0)