Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова

Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова

Мы изучаем - Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова. Подсказки школьнику

А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического развития общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писателя интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира.
Тема гибели дворянского гнезда становится одной из основных тем пьесы Вишневый сад, написанной в 1903 году. В образах Раневской и Гаева представлена в пьесе Россия прошлого, отживающего. Раневская некогда была богатой дворянкой, имевшей дачу даже на юге Франции в Ментоне, обладательницей имения, прекраснее которого нет ничего на свете. Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов.

А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры. Он способен сказать простые, искренние слова со стыдом, поняв собственную пошлость и глупость. Но недостатки Гаева в изображении Чехова доходят до карикатурных размеров.

Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах.

Он представляет заключительный этап эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский и им подобных героев своего времени, не сумевших воплотить свои идеалы.
На протяжение всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор.

При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи.

Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение. И вот когда беда свершилась, то оказалось, что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого сада нет.

Раневская возвращается в Париж к своей нелепой любви, к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателей драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так выходит и на этот раз.

Она быстро успокоилась и даже заявила: Нервы мои лучше, это правда. Всю жизнь Раневская и ее брат провели в мире иллюзорных представлений, а потому давно утратили способность серьезно переживать и глубоко чувствовать.
Конец старой жизни для Чехова настолько очевиден, что и сами приметы этой жизни становятся достойными пошлых водевилей. Так в пьесу входит тема противопоставления старой и новой России, России Раневской и Гаева и Ани, Пети Трофимова.
Кого же может противопоставить дворянам Чехов? На протяжении всего творчества писатель убедительно доказывает, что только люди, посвятившие себя труду, имеют право и возможность быть счастливыми. Дворяне никогда не знали, что такое труд, они живут в мире воспоминаний и иллюзий, и постепенно такие люди неизбежно приходят к пошлости, к мелочности.

Только труд создает в человеке истинную красоту и величие души. Конечно, такой труд, который направлен не на личное обогащение, не на приобретение в конце жизни нескольких аршинов земли для посадки крыжовника, а труд, призванный нести радость людям.
Итак, Чехов, проницательный писатель-реалист, удивительно точно увидел в дворянстве не только неспособность к активной общественной жизни, но и измельчание души, интересов и чувств. А потому дворянство, с точки зрения писателя, неизбежно отходит в прошлое.


Все сочинения
Сочинения
Почему Гоголь назвал Мертвые души поэмой?

Почему Гоголь назвал Мертвые души поэмой?..

Поэма лиро-эпический жанр, в котором повествование об исторических событиях и событиях в жизни героев...

Сочинения
Сочинение на тему: ЧЕРЕМУХА

Сочинение на тему: ЧЕРЕМУХА..

ЧЕРЕМУХА Однажды я долго гулял по весеннем лесу. Ходил, размыш­лял. Я присел отдохнуть и посмотрел...

Сочинения
Вершина пушкинской пейзажной лирики стихотворение Осень

Вершина пушкинской пейзажной лирики стихотворение Осень..

Русским поэтом создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому, большинства живущих...

Сочинения
Золотая пора детства в произведениях Толстого Бунина и Горького

Золотая пора детства в произведениях Толстого Бунина и..

В жизненном пути человек проходит светлый отрезок – это отрезок детства. Этому времени надлежит быть...

Сочинения
Тема греха и покаяния в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Энциклопедия русской жизни

Тема греха и покаяния в романе А. С. Пушкина Евгений..

Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, Кто захочет...

Сочинения
Дитяча література XX-XXI століття огляд

Дитяча література XX-XXI століття огляд..

Мета: ознайомити з кращими творами сучасної дитячої літератури; спонукати учнів до активного читання...

Комментарии (0)